Использование драгоценных камней в медицине можно проследить с давних времен. Вера в лечебные свойства драгоценных камней была в одно время характерна для всех, кто что-либо знал о камнях. Существует предположение, что их использование в этом качестве пришло в Европу из Индии, откуда происходили камни. Однако имеется доказательство их более раннего существования в Египте. И, действительно, химический состав камней убедительно подтверждает возможность их появления уже в египетские времена, а не в более поздний период в Европе. Иберийский Папирус, например, рекомендует использование лазурита в составе глазной мази, а гематита, окиси железа - в качестве кровоостанавливающих и противовоспалительных средств.
При лечении или в профилактике болезней с помощью драгоценных камней часто различали использование их талисманных свойств и собственно медицинское применение минералов. В первом случае результат достигался путем простого ношения камня человеком, в то время как во втором случае камни измельчались в пудру, которую максимально долго растворяли в воде или какой-либо другой жидкости и затем принимали вовнутрь.
В древние и Средние века первостепенную роль в рекомендациях по использованию отдельных камней для лечения тех или иных болезней играл их цвет. На эти особенности камней опирал ась средневековая гомеопатия, в основе которой лежит принцип similia similibus curantur (подобное лечится подобным).
Красные или красноватые камни (рубин, шпинель, гранат, карнеол, кровавик) считались великолепными кровоостанавливающими и противовоспалительными средствами, им также приписывалось успокаивающее действие, снимающее приступы гнева и дискомфортное состояние.
Желтые камни рекомендовались для лечения расстройств желчного пузыря, желтухи во всех формах и других болезней печени.
Использование зеленых камней для лечения глазных болезней в некоторой степени объяснялось благотворным влиянием этого цвета на зрение. Зеленый изумруд олицетворял красивые зеленые поля, глядя на которые уставшие и чрезмерно напряженные глаза отдыхали и успокаивались. Одно из ранних, вероятно самых ранних упоминаний в греческих источниках о терапевтическом использовании драгоценных камней, в частности, о влиянии зеленого изумруда на зрение, содержится в трудах Теофраста, написанных в III веке до н. э.
Сапфир, лазурит и другие синие камни, или камни с голубым оттенком, предполагалось, оказывают тонизирующее влияние, противостоят духам зла и тьмы и поддерживаются светлыми и мудрыми духами. Эти драгоценные камни обычно рассматривались как символы целомудрия. По той же причине сапфир считался особенно подходящим камнем для колец священников.
Считалось, что при ношении драгоценных камней для лечения или предупреждения болезни важно прикладывание разных камней к различным частям тела. Согласно одному из источников, гиацинт следовало носить на шее, бриллиант - на левой руке, сапфир - на безымянном пальце, изумруд или гиацинт - на указательном пальце, рубин или бирюзу - на указательном пальце или мизинце. Есть основания полагать, что эти правила были общеизвестны и соблюдались в точности.
Определенную сложность в выявление магических и целительных свойств камней вносит тенденция приписывать способности одного камня другому, возникающая, вероятно, из-за коммерческого интереса, вынуждающего расхваливать товар любым возможным способом. Подобная тенденция отмечается в некоторых старинных лапидариях (литературное произведение, содержащее описания камней и их свойств), где почти невозможно найти различия камней в отношении лечебных или талисманных свойств. Критериями оценки являются лишь состояние и степень совершенства камня, т. е. любой камень, если он совершенен, - заведомый источник всех благ для своего носителя.