почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
19
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Узнай свое астрологическое
Я, просто выбери свой знак!

На вопросы отвечает

Таролог, астропсихолог RuFox

Пшановска Янина

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование

Астропрогноз на каждый день:

вт ср чт пт сб вс пн
19
20
21
22
23
24
25

День рождения:
Введите слово:
Введите имя:

Тайна имени - Предисловие

Во все времена во всех культурных традициях имени человека при­давалось огромное, порой даже жизненно важное значение. Считалось, что имя человека обладает такими же магическими свойствами, как его тень или изображение. Испокон веков бытовало поверье, что в имени, и не только человека, заключена магическая сила. Вспомним, в сказ­ках и легендах духи, демоны и умершие появлялись, только после того как их называли по имени, причем имя, как правило, следовало повто­рить троекратно.

В некоторых австралийских племенах из-за страха, что знание имени человека может сделать его жертвой злых чар, дают общеизвестные име­на только детям, так как они еще слишком юны, чтобы иметь врагов. По достижении же человеком половой зрелости имя его больше не произно­сится вслух И его называют лишь «отцом», «братом», «дядей» И так далее.

В Древнем Египте ребенок получал свое имя сразу после рождения, чтобы он не остался безымянным в случае смерти от послеродовой травмы.

В Эфиопии ни один колдун не имеет власти над человеком, не зная его настоящего имени.

В славянской традиции имя ребенку обычно выбирали крестные ро­дители, как правило, согласуя свой выбор со священником (имя ребен­ку в большинстве случаев давали в честь того святого, чью память чтила церковь в тот день, когда он родился). Имя сохранялось в тайне и сооб­щалось родителям только после крещения по возвращении крестных с новорожденным домой. Раскрытие имени до крещения считал ось тяж­ким грехом и могло повлечь за собой смерть новорожденного.

В некоторых случаях сокрытие имени ребенка до крещения преследо­вало иные цели. Например, имя скрывали от матери, чтобы дети не рож­дались у нее один за другим, а также имя не сообщали самому ребенку до достижения им одного года. Это делалось, для того чтобы ребенок был счастлив и дожил до глубокой старости. Но чаще имя держали в тайне, опасаясь вмешательства нечистой силы.

Так как наречение имени было равносильно для ребенка выбору судь­бы, мы соблюдали несколько правил и запретов.

Во-первых, нельзя было дублировать имена людей, живущих в од­ном доме (так, сыновьям часто остерегались давать имена деда, отца или братьев, поскольку при нарушении этого запрета один из тезок долженбыл умереть, а в этом случае смерть ожидала и другого).

Во-вторых, новорожденным избегали давать имя умершего ребенка, чтобы он не унаследовал его судьбы.

В-третьих, женщина, у которой рождались одни девочки, давала последней из них свое имя, чтобы следующим у нее родился мальчик.

В-четвертых, если в доме умирал ребенок, новорожденному давали «останавливающее» имя - Стан, Стоян и тому подобное, либо благот­ворно влияющее имя - Живко, Спасе и другие.

В-пятых, чтобы «обмануть» судьбу ребенку, давали звериное имя, например, Вук (волк).

В-шестых, с целью изменения судьбы новорожденного меняли крест­ного отца. Делалось это так: ребенка клали на дороге, и первый, кто наткнется на него, должен был дать ему имя. Если к ребенку подходи­ло животное, то ребенка называли его именем.

Подобное трепетное отношение к имени мы встречаем не только у славян. Так, например, в племенах юго-восточной Австралии имена лю­дей держались в тайне, чтобы никто из посторонних не мог колдовством причинить вред их владельцам. Большинство американских индейцев также избегают произносить имена в слух и лишь шевелят губами, про­износя имя человека, с которым говорят. По той же причине запреща­ется произносить имя вождя или правителя.

В Египте стирание имени, начертанного в царском картуше, стави­ло под угрозу существование его владельца в загробном мире. По этой причине фараоны имели сложные имена, которые давались с большой предосторожностью. При первых династиях царь получал три имени. Со временем их количество увеличилось до пяти. То же самое мы встре­чаем и в Китае, где под страхом смерти запрещалось произносить имя царствующего императора.

В очень многих культурах распространено такое явление, как «лож­ное имя». Вместо настоящих имен, ради безопасности их обладателей, употребляют прозвища. Например, на Борнео больному ребенку дают другое имя, чтобы этим влить в него новые жизненные силы.

У славян ребенка нарекали каким-нибудь временным именем, обыч­но общим для всех не крещеных детей в той или иной местности (например, Иван и Мария). У южных славян некрещеным детям давали име­на, подчеркивающие «чужесть» такого ребенка, его принадлежность к «ино­му» миру «гад», «гадура» , «поганец», «скот» И др.). При этом «пога­ные» имена могли давать и при крещении детей, в частности, незаконно­рожденных (у поляков, например, таких девочек называли Мокра).

В британских легендах рассказывается о том, что феи и эльфы (су­щества из иного мира) плачут, когда ребенку дают имя. Для них имя­наречение равносильно утрате, так как отныне ребенок связан прочны­ми узами с миром людей. То есть имя как бы переносит его из одного мира в другой.

Согласно финно-угорским поверьям, ребенок мог часто болеть и быть плаксивым, из-за того что родители «не угадали» его имя. В таком слу­чае необходимо было немедленно подобрать верное имя, чтобы корен­ным образом изменить состояние ребенка. Верили, что при «переиме­новании » человек словно рождался заново и все его прошлое как бы ан­нулировалось.

На этом же принципе и строились многие мистические посвящения, при которых человеку давалось новое имя. Например, в христианстве человек, принимавший монашеский обет, получал другое имя и ему прощались все его грехи.

Привычным у славян было также называть детей и подростков по­луименем или уменьшительным именем (типа Ванька). Позже, когда ребенок достигал совершеннолетия, его называли Ванюха. И уже с нас­туплением зрелости человека называли полным именем, например, Иваном.

Интересно, что у древних славян существовали различия и между праздничными и будничными именами, а также между тем, как назы­вали человека на улице и у него в доме, между обращениями, приняты­ми внутри семьи в пределах дома и в общественных местах. Подобное отношение к именам мы находим и у зулусов, у которых существовал отцовский и материнский вариант имени ребенка.

У древних евреев существовал обряд «стирания имени», ставшего по каким-либо причинам известным для окружающих, его заменяли но­вым, тайным. Выходило так, что евреи в древности меняли свои имена по малейшему поводу не один десяток раз.

Многие полагали, что, откликаясь на свое имя, человек как бы обнаруживает себя, делает уязвимым. Наиболее часто этим запретом ру­ководствовались люди, оказавшиеся ночью в каком-нибудь «нечистом.) и опасном месте, например, на перекрестке или кладбище.

Начертанное имя используется магией так же, как и изображение человека или его имя, произнесенное вслух. Индусы, чтобы подкре­пить волшебную силу магического изображения, надписывают имя жертвы на ее отлитой фигурке, а на острове Бали человека "убивают" тем, что пишут его имя на гробу или саване и хоронят их вместо него. Точно так же можно символически повесить или сжечь имя, написан­ное на клочке бумаги, и уничтожить таким путем того, кому это имя принадлежит.

Имя - неотъемлемый атрибут человека и его бесспорная привилегия. Никакие другие существа, кроме человека, не берут себе и не дают се­бе имена. Из всех живущих на земле только человеку позволено давать имена. Вспомним текст из Библии, где написано:
«Господь Бог образовал из земли
Всех животных полевых и всех птиц небесных И привел их к человеку,
Чтобы видеть, как он назовет их,
Чтобы, как наречет человек всякую душу живую, Так и было имя ей.). (Бытие 2:20).

С этим текстом перекликается и один из древнеегипетских мифов о сот­ворении мира, по которому бог Пта создал мир и богов своим словом. Все, что он называл, воплощалось в реальные вещи.

В другой, египетской же, легенде рассказывается о первоначальном хаосе, откуда вышел бог Атум, создавший двух богов - Изречение и Познание. Вообще в египетской религии достаточно важную роль иг­рала вера в силу слова и имени. Знание имени бога или демона давало че­ловеку якобы власть над ним, приобщало его к божеству, устанавлива­ло с ним некую сакральную связь.

В древнейших религиозных текстах египтян, где были записаны ма­гические формулы, которые должен был произносить умерший на су­де в загробном царстве Озириса, перечислены имена присутствовавших на этом суде богов-демонов. Произнося их, умерший как бы подчинял се­бе этих демонов.

В основе подобных представлений лежало первобытное отождествле­ние предмета и его обозначения, слова и явления. То есть слово и обоз­начаемое им понятие выступали как единое целое.

На этом, кстати, основана одна из практик в учении йоги, в которой счи­талось, что многократное произнесение имени божества (как правило, не менее 100000 раз и более) может привести человека к просветлению и наделить его большими магическими способностями.

Исламская мистическая традиция (суфизм) также придает имени ог­ромное значение, в особенности имени Аллах. О том, насколько важно его поминание (называемое зикр) для идущего по духовному пути, го­ворится в одной из суфийских притч.

Однажды Аллах назначил специальных ангелов, чтобы они летали над всей землей и искали людей, произносящих Его имя. Когда же ан­гелы обнаруживают собрания людей, повторяющих святое имя, то бы­вают настолько изумлены и обрадованы, что зовут посмотреть на это зре­лище все новых и новых ангелов, и, смыкая свои крылья в объятиях, они выстраиваются над молящимися в столб, достигающий небес. Пос­ле того как ангелы возвращаются на небо, Аллах спрашивает у них, где они были, и ангелы рассказывают Ему, что они вернулись от собрания людей, вспоминавших Его имя. Тогда Аллах спрашивает:
- Видели ли они Меня?
- Нет, Господи, не видели.
- А что бы подумали эти люди, если бы узрели Меня? - спрашивает Всемогущий Аллах, и ангелы отвечают, что в таком случае они бы еще глуб­же погрузились в молитву.
- Чего они просят у Меня?
- Они хотят к Тебе в рай.
- Они видели Мой рай?
- Нет, не видели.
- Так что же было бы, если бы они его узрели?
- Они стремились бы туда еще больше.
- А от чего эти люди ищут защиты?
- Эти люди ищут защиты от ада.
- Они видели Мой ад?
- Нет, Господи, не видели.
- А что, если бы видели?
- В таком случае они бы еще отчаянней искали защиты от него.

Тогда Аллах говорит собравшимся ангелам, что Он прощает всех, кто участвовал в памятовании о Нем. И тут один из ангелов говорит:
- Но, Господи, среди этих людей был один, затесавшийся к ним случайно, он не принадлежит к их кругу, то есть он был неискренен.
- Я прощаю даже его, ибо все собрание настолько благородно, что и прибившийся К нему случайно не будет лишен моей награды.

Как видим, произнесение имени вызывает безграничное милосер­дие Бога. Естественно, это не случайно, ибо в имени заключена тайна, ведь не даром же так много ему уделяется места в различных эзотери­ческих учениях. Например, и последователи учения Гермеса также ве­рили, что употребление магических заклинаний, основанных на «зна­нии >) истинной сущности И истинного имени Бога, является одним из способов воссоединения с божеством. Вот как звучало одно из таких заклинаний:
«Войди в меня, Гермес,
Войди в меня, Гермес,
Как зародыш в лоно женщины...
Я знаю твое имя, воссиявшее на небе,
И все образы твои...
Я знаю твои варварские имена
И твое истинное имя,
Начертанное на священной стене в храме Гермополе, Откуда ты родом.
Я знаю тебя, Гермес,
А ты меня.
Я -ты, а ты - я.

Интересно, что имя имело жизненно важное значение не только для человека, но и для бога. Так, например, ужаленный ядовитой змей еги­петский бог Ра молит богиню Изиду об исцелении, однако она оказы­вает ему помощь, только после того как он открывает ей свое настоя­щее имя. Таким образом, Изида получила магическую власть над ца­рем богов.

Имя также обладает огромной значимостью не только в мире жи­вых, но и в потустороннем мире. По славянским поверьям ребенок, умерший некрещеным (то есть не получивший имени), становился ру­салкой. В Троицын день души этих младенцев просят себе крещение. Существует даже специальная формула имя наречения для этого случая:
«Иван да Марья!
Хрещаю тебя
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Отныне, присно и во веки веков Аминь. Аминь. Аминь».

Тогда душа не крещеного младенца перенесется в рай. Но если до се­милетнего возраста никто не вымолвит этих заветных слов, младенец превратится в русалку.

Данная книга адресована тем, кто интересуется значением своего имени, кто желает проникнуть в его суть.

К сожалению, объем книги не позволяет рассмотреть все имена, по­этому автор взял для подробного рассмотрения самые распространен­ные на данный момент. Редким же именам посвящена третья часть кни­ги. Времена меняются, когда-то людей называли только исконно язы­ческими именами, затем, после принятия христианства в Киевской Руси, несколько изменились способы именования русских людей. По­явилось множество имен, принесенных новой религией. Имена стали выбирать из церковных источников, главным образом - из богослу­жебных книг, привезенных из Византии. Хотя имеются сведения, что хрис­тианские имена появились на Руси еще задолго до официального при­нятия самой религии. Пополнение состава календарных имен - таких, которые были отражены в старинных месяцесловах и минеях (помесяч­ное распределение памяти святых) - происходило за счет канонизации великорусских князей. Так, например, в домонгольский период к ли­ку святых были причислены Борис и Глеб, Олег, Игорь, Святослав, Ярос­лав, Всеволод, Мстислав, то есть многие представители династии Рю­риковичей. Имя Владимира, при котором произошло крещение Руси, попало в этот список не первым, как логично было бы предположить, а лишь четырнадцатым, да и то по настоянию Александра Невского. Ис­тория гласит, что в день смерти Владимира Александр Невский с не­большим войском одержал победу над шведами, численность которых в несколько раз превосходила его собственные силы. Истолковав эту по­беду как чудо, ниспосланное Владимиром, Александр Невский настоял на канонизации князя Владимира. Позднейшие канонизации русских «чудотворцев», например, того же Александра Невского, лишь увеличи­вали число одноименных святых, не внося разнообразия в состав имен.

Теперь же, благодаря средствам массовой информации, ситуация ме­няется стремительно - начался век слияния культур, а следовательно, и имен. Под влиянием испанских и бразильских сериалов в нашу жизнь вошли такие имена, как Марианна, Изаура, благодаря американским фильмам - Роберт и Майкл, итальянским комедиям - Джованни и Джульетта и так далее и тому подобное. Не стоит упускать из виду и тот факт, что в современном обществе стали повсеместными смешанные браки (например, с корейцами, арабами, гражданами Европейского Экономического Сообщества и африканских государств), что, естествен­но, приводит и К большему разнообразию в выборе имен. В связи с этим в приложении дается краткая характеристика многих иностранных имен, которые с каждым днем становятся, если так можно сказать, все бол­ее «отечественными».