Во все времена во всех культурных традициях имени человека придавалось огромное, порой даже жизненно важное значение. Считалось, что имя человека обладает такими же магическими свойствами, как его тень или изображение. Испокон веков бытовало поверье, что в имени, и не только человека, заключена магическая сила. Вспомним, в сказках и легендах духи, демоны и умершие появлялись, только после того как их называли по имени, причем имя, как правило, следовало повторить троекратно.
В некоторых австралийских племенах из-за страха, что знание имени человека может сделать его жертвой злых чар, дают общеизвестные имена только детям, так как они еще слишком юны, чтобы иметь врагов. По достижении же человеком половой зрелости имя его больше не произносится вслух И его называют лишь «отцом», «братом», «дядей» И так далее.
В Древнем Египте ребенок получал свое имя сразу после рождения, чтобы он не остался безымянным в случае смерти от послеродовой травмы.
В Эфиопии ни один колдун не имеет власти над человеком, не зная его настоящего имени.
В славянской традиции имя ребенку обычно выбирали крестные родители, как правило, согласуя свой выбор со священником (имя ребенку в большинстве случаев давали в честь того святого, чью память чтила церковь в тот день, когда он родился). Имя сохранялось в тайне и сообщалось родителям только после крещения по возвращении крестных с новорожденным домой. Раскрытие имени до крещения считал ось тяжким грехом и могло повлечь за собой смерть новорожденного.
В некоторых случаях сокрытие имени ребенка до крещения преследовало иные цели. Например, имя скрывали от матери, чтобы дети не рождались у нее один за другим, а также имя не сообщали самому ребенку до достижения им одного года. Это делалось, для того чтобы ребенок был счастлив и дожил до глубокой старости. Но чаще имя держали в тайне, опасаясь вмешательства нечистой силы.
Так как наречение имени было равносильно для ребенка выбору судьбы, мы соблюдали несколько правил и запретов.
Во-первых, нельзя было дублировать имена людей, живущих в одном доме (так, сыновьям часто остерегались давать имена деда, отца или братьев, поскольку при нарушении этого запрета один из тезок долженбыл умереть, а в этом случае смерть ожидала и другого).
Во-вторых, новорожденным избегали давать имя умершего ребенка, чтобы он не унаследовал его судьбы.
В-третьих, женщина, у которой рождались одни девочки, давала последней из них свое имя, чтобы следующим у нее родился мальчик.
В-четвертых, если в доме умирал ребенок, новорожденному давали «останавливающее» имя - Стан, Стоян и тому подобное, либо благотворно влияющее имя - Живко, Спасе и другие.
В-пятых, чтобы «обмануть» судьбу ребенку, давали звериное имя, например, Вук (волк).
В-шестых, с целью изменения судьбы новорожденного меняли крестного отца. Делалось это так: ребенка клали на дороге, и первый, кто наткнется на него, должен был дать ему имя. Если к ребенку подходило животное, то ребенка называли его именем.
Подобное трепетное отношение к имени мы встречаем не только у славян. Так, например, в племенах юго-восточной Австралии имена людей держались в тайне, чтобы никто из посторонних не мог колдовством причинить вред их владельцам. Большинство американских индейцев также избегают произносить имена в слух и лишь шевелят губами, произнося имя человека, с которым говорят. По той же причине запрещается произносить имя вождя или правителя.
В Египте стирание имени, начертанного в царском картуше, ставило под угрозу существование его владельца в загробном мире. По этой причине фараоны имели сложные имена, которые давались с большой предосторожностью. При первых династиях царь получал три имени. Со временем их количество увеличилось до пяти. То же самое мы встречаем и в Китае, где под страхом смерти запрещалось произносить имя царствующего императора.
В очень многих культурах распространено такое явление, как «ложное имя». Вместо настоящих имен, ради безопасности их обладателей, употребляют прозвища. Например, на Борнео больному ребенку дают другое имя, чтобы этим влить в него новые жизненные силы.
У славян ребенка нарекали каким-нибудь временным именем, обычно общим для всех не крещеных детей в той или иной местности (например, Иван и Мария). У южных славян некрещеным детям давали имена, подчеркивающие «чужесть» такого ребенка, его принадлежность к «иному» миру «гад», «гадура» , «поганец», «скот» И др.). При этом «поганые» имена могли давать и при крещении детей, в частности, незаконнорожденных (у поляков, например, таких девочек называли Мокра).
В британских легендах рассказывается о том, что феи и эльфы (существа из иного мира) плачут, когда ребенку дают имя. Для них имянаречение равносильно утрате, так как отныне ребенок связан прочными узами с миром людей. То есть имя как бы переносит его из одного мира в другой.
Согласно финно-угорским поверьям, ребенок мог часто болеть и быть плаксивым, из-за того что родители «не угадали» его имя. В таком случае необходимо было немедленно подобрать верное имя, чтобы коренным образом изменить состояние ребенка. Верили, что при «переименовании » человек словно рождался заново и все его прошлое как бы аннулировалось.
На этом же принципе и строились многие мистические посвящения, при которых человеку давалось новое имя. Например, в христианстве человек, принимавший монашеский обет, получал другое имя и ему прощались все его грехи.
Привычным у славян было также называть детей и подростков полуименем или уменьшительным именем (типа Ванька). Позже, когда ребенок достигал совершеннолетия, его называли Ванюха. И уже с наступлением зрелости человека называли полным именем, например, Иваном.
Интересно, что у древних славян существовали различия и между праздничными и будничными именами, а также между тем, как называли человека на улице и у него в доме, между обращениями, принятыми внутри семьи в пределах дома и в общественных местах. Подобное отношение к именам мы находим и у зулусов, у которых существовал отцовский и материнский вариант имени ребенка.
У древних евреев существовал обряд «стирания имени», ставшего по каким-либо причинам известным для окружающих, его заменяли новым, тайным. Выходило так, что евреи в древности меняли свои имена по малейшему поводу не один десяток раз.
Многие полагали, что, откликаясь на свое имя, человек как бы обнаруживает себя, делает уязвимым. Наиболее часто этим запретом руководствовались люди, оказавшиеся ночью в каком-нибудь «нечистом.) и опасном месте, например, на перекрестке или кладбище.
Начертанное имя используется магией так же, как и изображение человека или его имя, произнесенное вслух. Индусы, чтобы подкрепить волшебную силу магического изображения, надписывают имя жертвы на ее отлитой фигурке, а на острове Бали человека "убивают" тем, что пишут его имя на гробу или саване и хоронят их вместо него. Точно так же можно символически повесить или сжечь имя, написанное на клочке бумаги, и уничтожить таким путем того, кому это имя принадлежит.
Имя - неотъемлемый атрибут человека и его бесспорная привилегия. Никакие другие существа, кроме человека, не берут себе и не дают себе имена. Из всех живущих на земле только человеку позволено давать имена. Вспомним текст из Библии, где написано:
«Господь Бог образовал из земли
Всех животных полевых и всех птиц небесных И привел их к человеку,
Чтобы видеть, как он назовет их,
Чтобы, как наречет человек всякую душу живую, Так и было имя ей.). (Бытие 2:20).
С этим текстом перекликается и один из древнеегипетских мифов о сотворении мира, по которому бог Пта создал мир и богов своим словом. Все, что он называл, воплощалось в реальные вещи.
В другой, египетской же, легенде рассказывается о первоначальном хаосе, откуда вышел бог Атум, создавший двух богов - Изречение и Познание. Вообще в египетской религии достаточно важную роль играла вера в силу слова и имени. Знание имени бога или демона давало человеку якобы власть над ним, приобщало его к божеству, устанавливало с ним некую сакральную связь.
В древнейших религиозных текстах египтян, где были записаны магические формулы, которые должен был произносить умерший на суде в загробном царстве Озириса, перечислены имена присутствовавших на этом суде богов-демонов. Произнося их, умерший как бы подчинял себе этих демонов.
В основе подобных представлений лежало первобытное отождествление предмета и его обозначения, слова и явления. То есть слово и обозначаемое им понятие выступали как единое целое.
На этом, кстати, основана одна из практик в учении йоги, в которой считалось, что многократное произнесение имени божества (как правило, не менее 100000 раз и более) может привести человека к просветлению и наделить его большими магическими способностями.
Исламская мистическая традиция (суфизм) также придает имени огромное значение, в особенности имени Аллах. О том, насколько важно его поминание (называемое зикр) для идущего по духовному пути, говорится в одной из суфийских притч.
Однажды Аллах назначил специальных ангелов, чтобы они летали над всей землей и искали людей, произносящих Его имя. Когда же ангелы обнаруживают собрания людей, повторяющих святое имя, то бывают настолько изумлены и обрадованы, что зовут посмотреть на это зрелище все новых и новых ангелов, и, смыкая свои крылья в объятиях, они выстраиваются над молящимися в столб, достигающий небес. После того как ангелы возвращаются на небо, Аллах спрашивает у них, где они были, и ангелы рассказывают Ему, что они вернулись от собрания людей, вспоминавших Его имя. Тогда Аллах спрашивает:
- Видели ли они Меня?
- Нет, Господи, не видели.
- А что бы подумали эти люди, если бы узрели Меня? - спрашивает Всемогущий Аллах, и ангелы отвечают, что в таком случае они бы еще глубже погрузились в молитву.
- Чего они просят у Меня?
- Они хотят к Тебе в рай.
- Они видели Мой рай?
- Нет, не видели.
- Так что же было бы, если бы они его узрели?
- Они стремились бы туда еще больше.
- А от чего эти люди ищут защиты?
- Эти люди ищут защиты от ада.
- Они видели Мой ад?
- Нет, Господи, не видели.
- А что, если бы видели?
- В таком случае они бы еще отчаянней искали защиты от него.
Тогда Аллах говорит собравшимся ангелам, что Он прощает всех, кто участвовал в памятовании о Нем. И тут один из ангелов говорит:
- Но, Господи, среди этих людей был один, затесавшийся к ним случайно, он не принадлежит к их кругу, то есть он был неискренен.
- Я прощаю даже его, ибо все собрание настолько благородно, что и прибившийся К нему случайно не будет лишен моей награды.
Как видим, произнесение имени вызывает безграничное милосердие Бога. Естественно, это не случайно, ибо в имени заключена тайна, ведь не даром же так много ему уделяется места в различных эзотерических учениях. Например, и последователи учения Гермеса также верили, что употребление магических заклинаний, основанных на «знании >) истинной сущности И истинного имени Бога, является одним из способов воссоединения с божеством. Вот как звучало одно из таких заклинаний:
«Войди в меня, Гермес,
Войди в меня, Гермес,
Как зародыш в лоно женщины...
Я знаю твое имя, воссиявшее на небе,
И все образы твои...
Я знаю твои варварские имена
И твое истинное имя,
Начертанное на священной стене в храме Гермополе, Откуда ты родом.
Я знаю тебя, Гермес,
А ты меня.
Я -ты, а ты - я.
Интересно, что имя имело жизненно важное значение не только для человека, но и для бога. Так, например, ужаленный ядовитой змей египетский бог Ра молит богиню Изиду об исцелении, однако она оказывает ему помощь, только после того как он открывает ей свое настоящее имя. Таким образом, Изида получила магическую власть над царем богов.
Имя также обладает огромной значимостью не только в мире живых, но и в потустороннем мире. По славянским поверьям ребенок, умерший некрещеным (то есть не получивший имени), становился русалкой. В Троицын день души этих младенцев просят себе крещение. Существует даже специальная формула имя наречения для этого случая:
«Иван да Марья!
Хрещаю тебя
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Отныне, присно и во веки веков Аминь. Аминь. Аминь».
Тогда душа не крещеного младенца перенесется в рай. Но если до семилетнего возраста никто не вымолвит этих заветных слов, младенец превратится в русалку.
Данная книга адресована тем, кто интересуется значением своего имени, кто желает проникнуть в его суть.
К сожалению, объем книги не позволяет рассмотреть все имена, поэтому автор взял для подробного рассмотрения самые распространенные на данный момент. Редким же именам посвящена третья часть книги. Времена меняются, когда-то людей называли только исконно языческими именами, затем, после принятия христианства в Киевской Руси, несколько изменились способы именования русских людей. Появилось множество имен, принесенных новой религией. Имена стали выбирать из церковных источников, главным образом - из богослужебных книг, привезенных из Византии. Хотя имеются сведения, что христианские имена появились на Руси еще задолго до официального принятия самой религии. Пополнение состава календарных имен - таких, которые были отражены в старинных месяцесловах и минеях (помесячное распределение памяти святых) - происходило за счет канонизации великорусских князей. Так, например, в домонгольский период к лику святых были причислены Борис и Глеб, Олег, Игорь, Святослав, Ярослав, Всеволод, Мстислав, то есть многие представители династии Рюриковичей. Имя Владимира, при котором произошло крещение Руси, попало в этот список не первым, как логично было бы предположить, а лишь четырнадцатым, да и то по настоянию Александра Невского. История гласит, что в день смерти Владимира Александр Невский с небольшим войском одержал победу над шведами, численность которых в несколько раз превосходила его собственные силы. Истолковав эту победу как чудо, ниспосланное Владимиром, Александр Невский настоял на канонизации князя Владимира. Позднейшие канонизации русских «чудотворцев», например, того же Александра Невского, лишь увеличивали число одноименных святых, не внося разнообразия в состав имен.
Теперь же, благодаря средствам массовой информации, ситуация меняется стремительно - начался век слияния культур, а следовательно, и имен. Под влиянием испанских и бразильских сериалов в нашу жизнь вошли такие имена, как Марианна, Изаура, благодаря американским фильмам - Роберт и Майкл, итальянским комедиям - Джованни и Джульетта и так далее и тому подобное. Не стоит упускать из виду и тот факт, что в современном обществе стали повсеместными смешанные браки (например, с корейцами, арабами, гражданами Европейского Экономического Сообщества и африканских государств), что, естественно, приводит и К большему разнообразию в выборе имен. В связи с этим в приложении дается краткая характеристика многих иностранных имен, которые с каждым днем становятся, если так можно сказать, все более «отечественными».