Тот факт, что те или иные драгоценные камни входили в моду, можно считать и печальным свидетельством того, что понимание магической сущности камней оказывалось оттесненным на задний план. Магическая сущность камня, увенчивающего головной убор правителя или украшающего ритуальный предмет либо одежды жреца, если можно так выразиться, «востребована» и активирована определенным ритуалом. Цель этого ритуала напрямую связана с магическими свойствами минерала, будь то наделение мудростью и проницательностью, обретение Высшего знания, в равной степени необходимого и правителю, и жрецу.
Конечно, камни стали использовать для украшений довольно давно. Блеск, богатство окраски, великолепная игра цветов возбуждали, удивляли и восхищали. И, естественно, у каждой эпохи были свои излюбленные благородные камни.
В Древнем Египте господствовала мода на изумруды, бирюзу, аметист и горный хрусталь. В Древнем Риме первое место занимали украшения из алмазов, сапфиров и жемчуга. Наибольшую стоимость имели серьги из каплевидных жемчужин. Так, например, жемчужные серьги, которые Цезарь подарил матери Брута, стоили 6 миллионов сестерций. Знаменитые царицы Семирамида и :Клеопатра также отдавали предпочтение украшениям из жемчуга. В эпоху Возрождения дамы носили рубины, сапфиры и топазы, а особенно модными были бриллианты. В эпоху романтизма наступила очередь гранатов, опалов, аквамаринов и хризолитов. Наряды украшали броши, ожерелья и браслеты, усыпанные красными сердоликами, зеленым кошачьим глазом и переливающимися лунными камнями.
В Средние века и в более позднее время ношение драгоценностей регулировалось определенными правилами. Гранаты и жемчуг считали подходящими для молодых девушек и незамужних женщин, причем вторым, независимо от возраста, нельзя было носить бриллианты. Жемчуг предназначался только тем, кто родился под зодиакальным созвездием Рыб. Всем остальным он был противопоказан. На траурной одежде уместны непрозрачные камни - агат, оникс, хризоберилл.