Практически во всех культурах камень обладает символической значимостью. Наиболее часто он трактуется как символ бытия, означает прочность и гармоническое примирение с самим собой. Твердость и надежность камня всегда впечатляла людей как антитеза изменения, упадка и смерти, как противоположность пыли (праху), песку и щебню продуктам разрушения.
«Камень навевает мысли о древнем», - говорили в Китае, и считали, что камень учит безупречной твердости, поэтому он - лучший друг благородного мужа.
Аэролиты и метеориты, которые имеют небесное происхождение, в раннехристианской традиции часто рассматривались как божественное одеяние, дошедшее до Земли, а сияющие астероиды сравнивались с ангелами.
В противовес обычному камню драгоценные камни в христианском контексте часто считались символами быстротечности земных благ, противопоставленных вечным - добродетелям. В иконографии драгоценности служили атрибутом любви земной, персонифицированной суеты, а также Марии Египетской до раскаяния.
Согласно древнему преданию, легендарный основоположник китайской традиции - Фу Си - изобрел простейшие письмена, созерцая узоры прожилок В драгоценной яшме. У тех же китайцев символом благого правления была нефритовая лошадь. Голубая или белая яшма символизировала Небо и считалась принадлежностью властелина Поднебесного мира, желтая яшма была символом Земли и принадлежностью императрицы.
Во многих традициях драгоценные камни являются знаком духовной истины. Жемчужины, спрятанные в раковинах, олицетворяют интуитивное знание, затаенное в подсознании. Драгоценности в одеяниях, ожерельях или браслетах правителей, их супруг и дочерей, хранимые в укромных местах либо оберегаемые бдительной стражей, являются символом высшего знания. Стража, охраняющая драгоценности, символизирует трудности и испытания, преодоление которых является непременной платой за знание и мудрость.
Иудеи были хорошо знакомы с символическим значением драгоценностей и использовали эти знания в своих литургиях. Леви в «Тайнах разума Аарона» пишет: «Рацио, состоящее из двенадцати драгоценных камней, представляющих двенадцать .месяцев года и знаки зодиака, было представлено в виде четырех линий по три камня в каждой, в соответствии с видом и цветом камней слева направо и сверху донизу: сардоникс (красный), изумруд (зеленый), топаз (желтый), рубин (красный, ближе к оранжевому), яшма (глубокий зеленый), сапфир (темно-голубой), гиацинт (сиреневый), аметист (фиолетовый), агат (молочный), хризолит (золотисто-голубой), берилл (темно-голубой), оникс(розовый) » .
Каждому из этих камней были присущи своя символика и магическая сила. Порядок их расположения зависел от цвета и прозрачности, спадающих, как в языке пламени, сверху вниз и с краев к центру. На каждом из камней было выгравировано имя одного из двенадцати колен израилевых.
Благородные камни, красота которых про является только после обработки, - символы несовершенного человечества, в то время как прозрачные и совершенные виды хрусталя, как, например, горный хрусталь, символизируют собой высшую добродетель. Христианская иконография трактует его как символ Марии, поскольку, не излучая света сам, он изумительно сверкает, встречаясь с потоком божественного света. В христианской традиции символика камней основывалась на их цвете, и наряду с горным хрусталем символическое значение также имели алмаз, аметист, рубин, жадеит, бирюза, сапфир и изумруд.
Прозрачные камни (горный хрусталь) или имеющие белый цвет (жемчуг) - эмблемы чистоты, невинности, веры, жизни и света. Соотносятся Пасхой, Рождеством, Богоявлением, Девой Марией и теми святыми, которые не были мучениками, чья вера не была обагрена кровью.
Красные камни (рубин) символизируют страдания IJ мученичество за веру, высшую жертву Христа на Кресте, а также олицетворяют Божественную любовь и величие. Соотносятся с Вознесением Креста, Пятидесятницей и Святыми мучениками.
Голубые и синие камни (сапфир) - эмблема небес и небесных добродетелей.
Камни желтого оттенка (топаз) - эмблема великодушия Господа, веры и добрых дел.
Камни зеленого цвета (изумруд) символизируют надежду, радость, перспективу. Соотносятся с воскресением.
Камни фиолетового цвета (аметист) символизируют очищающий эффект страдания.
В Откровении Иоанна Богослова «небесный Иерусалим» предвещаемого конца света построен из разноцветных драгоценных камней. Основания стены города украшены следующими драгоценными камнями: основание первое - яспис, второе - сапфир, третье - халкидон, четвертое - смарагд, пятое - сардоникс, шестое - сердолик, седьмое - хризолит, восьмое - вирилл, девятое - топаз, десятое - хризопраз, одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист.