Вера в мощь символов, устанавливающих связь (по отношению, условно или по случайной схожести) с видимыми признаками незримого мира благосклонных духов восходит к давним временам. Примитивные рисунки в пещерах первобытного человека делались для того, чтобы заручиться удачей на охоте, отпугнуть врагов или обеспечить безопасность соплеменникам.
В Средние века вера в мистические символы окрепла, поскольку человеку угрожало все больше опасностей со стороны врагов, природных стихий и эпидемий. Обращает на себя внимание и тот факт, что в Средние века христианская церковь запрещала носить амулеты и талисманы, считая их дьявольским наваждением. Но попытки искоренить это явление оказались безуспешными: ведь вера в магическую силу этих предметов уходит корнями в языческие обряды.
Сначала человек был слаб и бессилен перед силами природы. Но уже тогда пытался понять их суть, раскрыть механизм влияния на неуправляемые стихии. Постепенно составлялись целые комплексы представлений о природе и месте человека в ней. И все время, пока христианство не вытеснило язычество, наши предки общались с миром на языке символов - предметов, украшений и рисунков, которые люди носили с собой и окружали дом.
Исследователи отмечают, что у матриархальных народов, исповедовавших культ Луны, встречаются типичные овальные или серпообразные украшения-амулеты из самых разнообразных материалов, повторяющие форму ночного светила. В отличие от них, кочевые патриархальные народы-почитатели Солнца изготавливали амулеты-украшения на основе круга, на который наносили резьбу и накладной орнамент, воспроизводящие солярную символику.
Слова «амулет» и «талисман» имеют арабское происхождение и в латинский и греческий языки попали, по-видимому, в тот период, когда охранные изделия магов Азии и Востока стали проникать в Европу. Слово «амулет» происходит от арабского корня, означающего «нести», «выносить», И его употребляют по отношению к любому орнаменту, предмету либо части одежды, которым приписывается сверхъестественная сила. «Талисман~ происходит от арабского слова «tolsman», что в переводе означает «магическое изображение», или «волшебное письмо» .
Любопытно, что в греческом языке для обозначения предмета, призванного отвратить кару или беду, имеется исконное название - апотропей. Он представляет собой изображения устрашающих божеств или зверей, например, горгоны, льва, грифона и так далее. Изображение этого прототипа талисмана использовали также и в архитектурных рельефах.
В славянском мире предметы со сходными функциями носят название оберегов. Впервые характеристику амулета дал древнеримский ученый Гай Плиний Старший (77 год до н. э.) В своей «Естественной истории». Он считал, что амулет оберегает человека от яда и несчастий, дает ему сверхъестественные способности, отражает злые чары.
Плиний выделял три основных типа амулетов:
- защищающие от бед и напастей;
- исцеляющие от болезней;
- представляющие собой то же средство, которое используется в медицине (травы, наговоренные корни и так далее).
Внутри этих трех основных категорий существует множество мелких подразделений, поскольку ни один из амулетов не предназначен для употребления в широких целях.
Амулеты чаще всего носили как обереги. Для этого нередко использовали камень или кусочек металла с выгравированным на нем надписью или изображением, и подвешивали его на шею для защиты от болезни или колдовства. Хотя, надо заметить, существуют и такие амулеты, цель которых - защищать могилы, дома и другие сооружения.
Имеются многочисленные свидетельства, в том числе и археологические, того, что талисманы носили уже древние египтяне, иногда в форме бус.
Египтяне при изготовлении амулетов учитывали не только их пред. полагаемую функцию (талисман для ношения в повседневной жизни, защиты в определенных ситуациях или амулет-украшение), но обязательно подбирали цвет, материал и форму. Каждый цвет имел свое символическое значение и ассоциировался с каким-либо божеством. Например, талисман, предназначавшийся для загробной жизни правителей, чаще всего делали из золота, так как этот металл напоминал свет солнца, а следовательно, и самого солнечного Ра. Талисманы, посвященные богине Исиде, окрашивали в красный цвет, а чтобы оградить себя от злых духов, применяли оберег - вырезанную из камня фигурку бога-хранителя Бэса. Считал ось, что темные силы страшатся уродливого внешнего вида самого божества и креста, который он сжимал в руке.
Наиболее почитаемыми амулетами в Древнем Египте считались Аба (сердце), священный скарабей, пряжка Исиды, Тет Осириса, Подушечка, Гриф, Золотой Воротник, Скипетр из Папируса, Лестница, Два Пальца, Уаджет (Око Гора), Анх, Амулет Нефера, Голова Змеи, Менат, Сам, Шен, Ступени и Лягушка.
Древние халдеи считали, что для полного спокойствия необходимо носить соответствующие амулеты с надписями, призывающими на помощь сверхъестественные силы, чтобы они помогали человеку обрести душевное равновесие.
Амулеты древних евреев - полоски пергамента с написанными на них отрывками из Закона Моисея - носили, очевидно, как знак благочестивого фарисея, но почитали и как защиту от злых духов.
Обычай носить с собой мистические изречения получил особенное распространение в мусульманском мире, где такого рода талисманы представляют собой в большинстве случаев изречения из Корана, или графические символы, изображенные на полоске бумаги. Для подкрепления волшебной силы написанного слова мусульмане иногда смывают надпись водой, которую затем выпивают, либо же пьют из металлической чаши с выгравированными на ней священными словами.
Славяне также пользовались оберегами и, судя по археологическим находкам, в Х - ХУ веках один человек мог носить на себе до тридцати оберегов разного типа! Чаще всего наборы амулетов подвешивали на цепочках к общей основе. самыми распространенными амулетами-привесками были миниатюрные ложки, чашки, ключи, а также зооморфные привески-«коньки».
Конь В славянском мире считался символом добра и счастья и связывался с культом солнца, поэтому почти на все при вески дополнительно наносили кружковый (солярный) орнамент. Подвески мягко позванивали при ходьбе, отпугивая нечистую силу.
Традицию ношения амулетов унаследовала христианская церковь, а обычной надписью на них было слово «ichtys», что в переводе с греческого значит «рыба», как содержащее начальные буквы греческих слов: Иисус Христос. Сын Божий. Спаситель.
В гностических сектах чаще всего использовались геммы с выгравированным на них греческим словом «abraxas». означающее имя космологического существа. Он считался верховным владыкой небес иэонов. включающим в себя всю их полноту. Изображался в виде фантастического существа с головой петуха, человеческим телом и змеями вместо ног.
Амулеты получили настолько широкое распространение среди христиан, что в IV веке духовенству было запрещено изготавливать амулеты и торговать ими под страхом лишения сана. а в 721 году их ношение было торжественно осуждено церковью.
С распространением арабской астрономии все большую популярность приобретали астрологические амулеты или талисманы. Стоит заметить. что настоящий талисман - результат работы мага. жреца или шамана, разбирающегося в тонких энергиях Вселенной и знающего, каким образом их заключить внутрь объекта, рисунка или совокупности символов и знаков. Тем не менее, если все правила изготовления будут соблюдены предельно точно, то магический знак может быть сделан и обычным человеком.