Мифы, легенды, поверья
Роза считается королевой цветов. Самые первые сведения о ней встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной «королевы цветов» является Персия, где ее называют «гюль». Некоторые ученые предполагают, что розу завез в Индию в шестнадцатом веке правитель Бабур, заложивший основы монгольской империи и посвятивший большую часть своей жизни разведению садов. А вот открытие розового масла приписывают жене его правнука — императора Джахангира — Hyp Джаган (Свет мира). Существует интересная история о том, как было открыто розовое масло.
Однажды Hyp Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Чтобы сделать ему приятное, она приказала все водоемы в саду и во дворце залить розовой водой и запретила кому-либо мыть в этой воде руки.
И вот к вечеру, утомленная делами, она уснула около одного из бассейнов. А когда проснулась, обнаружила на поверхности воды маслянистую пленку. Hyp Джаган страшно разгневалась, полагая, что в воду бросили кусок жира.
Ей захотелось узнать, чем загрязнена вода, и она приказала служанке провести рукой по надводной пленке. Понюхав собранное с поверхности масло, она обнаружила, что оно источает очень приятный аромат. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности других бассейнов, и Hyp Джаган пришла к заключению, что масло образуется, как роса, из самой воды.
Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к императору. Император спал, а когда его разбудили, чудесный аромат привел его в неописуемый восторг.
О любви в Индии к розе можно судить и по известному поверью, в котором Брахма (в индуистской мифологии — творец мира), споривший с Вишну (один из высших богов индуистской мифологии) о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за ней.
Также в Индии есть предание, по которому Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Бог Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С той минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза — символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.
Вообще в Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый принесший царю розу, мог просить у него все, чего только не пожелает.
Согласно Талмуду, красная роза выросла из невинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты в день ее свадьбы.
Существует несколько легенд, объясняющих происхождение красного цвета розы. По одной из них роза покраснела от того, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса (Адонис буквально «господь», владыка», один из богов греческой мифологии, связанный с растительностью), хотя по словам Анакреона, древнегреческого поэта, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда эта богиня любви родилась из моря.
По другой легенде — роза покраснела из-за неосторожности Купидона (Купидон — буквально «сильная страсть». В римской мифологии — божество любви), уронившего на нее каплю вина.
Кстати, с ним же связывают и происхождение шипов розы. Одна из легенд гласит: однажды вдыхая аромат розы, Купидон был ужален пчелой. Разгневанный, он выстрелил в розу стрелой, и она превратилась в шип.
О происхождении шипов существует и более мрачная легенда, которая связана с Вакхом (Вакх — одно из имен Диониса). Как-то Вакх гнался за нимфой и неожиданно оказался перед неодолимой преградой из терниев. Чтобы нимфа, пораженная красотой цветов, остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту...
Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами. Израненная шипами, нимфа обессилела и стала добычей бога.
В Древней Греции розу считали даром богов, она была посвящена богине красоты Афродите. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных. Но в то же время греки убирали розами памятники и урны с прахом покойников, так как приписывали ей чудесное свойство сохранять смертные останки от разрушения и думали, что ее запах приятен душам умерших.
Высоко ценили розу и римляне, веря, что она вселяет в сердца мужество, и потому вместо шлемов надевали на воинов венки из роз и на щитах выбивали изображение розы, а в случае победы голову победителя украшали венком из роз.
В Древнем Риме роза была не только символом красоты и мужества, но она еще олицетворяла и тайну. Так, например, на тайных собраниях часто вешали над столом ветку розы как символ того, что произнесенное под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует выражение «суб роза диктум» — «я сказал тебе под розой», то есть под большим секретом.
В Древнем Риме существовало предание о сотворении красной розы богиней Флорой. Не любившая и долгое время избегавшая Амура, Флора была все-таки поражена стрелой и с той минуты воспылала к нему страстной любовью. Но хитрый Амур, добившись желаемого, начал избегать Флору, и вот тогда-то в неудовлетворенной страсти она решила создать цветок, который и смеется и плачет, соединяя в себе грусть и радость. Увидев выросший чудный цветок, богиня в восхищении хотела воскликнуть «Эрос!», но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только «Рос!» Росшие вокруг цветы подхватили это слово, и с той поры цветок этот стал называться розой.
Вообще любовь в Риме к розе превосходила всякую меру: патриции засыпали розами любимых матрон и купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость; девушки, привораживая любимых, окуривали себя розовым фимиамом; гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в схватках; отправляясь на званое пиршество, римляне надевали розовый венок на политую розовым маслом голову или же украшали голову, шею и руки гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков; розами оплетались заздравные кубки; пирующие возлежали на подушках, набитых этими душистыми цветами; колонны и стены пиршественного зала увешивали розовыми гирляндами, пол усыпали розовыми лепестками, а зал освежали фонтанами розовой воды. От такой безумной любви к розе не мудрено поверить и в то, что однажды римскому императору Нерону пришлось заплатить целый бочонок золота за розы, привезенные в зимнее время из египетской Александрии для одного из пиршеств.
Высоко ценили розу и мусульмане, считая ее священным цветком. В Коране говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому они приписывают ей очистительную силу.
Согласно Корану, из капель пота бывшего при Магомете животного выросла желтая роза, а из капель пота сопровождавшего его архангела Гавриила — красная.
А по другой легенде розу считали подарком самого Аллаха. Она гласит, что однажды к Аллаху явились все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонливого лотоса (нильской водяной лилии), который хотя и был дивно красив, но забывал среди ночи свои обязанности правителя.
Тогда Аллах, благосклонно выслушав их, внял просьбе и дал правительнице белую девственную розу с охраняющими ее острыми шипами.
В Турции лепестки роз, в особенности розовых, применяют следующим образом — в них обертывают или, лучше сказать, ими осыпают в сералях (сераль — женская половина дома у мусульман, в которую запрещено входить мужчинам ) новорожденных младенцев.
Во Франции так высоко чтили и ценили розу, что даже разводить ее позволялось не всякому. И тот, кто получал эту привилегию, обязывался поставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения — корзину с розами, из которых потом готовили дорого стоившую розовую воду, подливаемую по обычаю того времени почти во все праздничные кушанья. Крещение младенцев в те времена производилось часто с примесью розовой воды, которую для этих целей почти постоянно приносили в церковь.
В Германии роза появилась еще во времена язычества. В древнегер-манских сагах она посвящалась царице неба Фригг (В германо-скандинавской мифологии Фригг — супруга бога Одина и мать бога Бальд-ра), поэтому до сих пор во многих местностях ее называют фриггадорн. Рвать розы позволялось только в пятницу — день, который был посвящен Фригг. Роза росла преимущественно на местах, где прежде были капища.
С розой также связан и германский бог Локи. При наступлении весны он смеется и от его смеха тает снег, а земля покрывается прекрасными цветками розы.
В то же время в древнегерманских преданиях роза служит символом меча и смертельной раны.
В германских сказаниях розовыми садами часто называли и поле битвы, и поле смерти, а впоследствии название это перешло и на кладбища.
Во времена христианства розу стали называть «райским цветком». Ранние христиане называли белые розы — розами Магдалины, и про них говорили, будто они потеряли свой цвет от пролитых на них Магдалиной слез раскаяния.
Также по некоторым христианским сказаниям, белые садовые розы обязаны своим происхождением Деве Марии. Они выросли на кусте, на котором она вывесила просушивать Христовы пеленки.
Существует легенда, по которой святой Доминикий, желая быть угодным богу, раздирает грудь терниями, а те превращаются в розы.
Кстати, очень интересен и такой факт: у католиков четки были введены в употребление именно Домиником — основателем доминиканского ордена. Четки по-французски называются «le rosaire», так как зерна четок в старину делались из тертых розовых лепестков, скрепленных гуммиарабиком (гуммиарабик — аравийская камедь, которая образуется в коре аравийской акации).
Христианские легенды связывают розы и с другим святым. Так, однажды Святой Николай в пургу и трескучий мороз решил отнести хлеб беднякам. Но игумен запретил ему это делать, и в тот же миг случилось чудо — хлеб превратился в розы как знак того, что святой затеял богоугодное дело. После чего игумену пришлось разрешить святому Николаю сделать то, что он задумал.
Роза в христианской мифологии олицетворяет милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан принимают и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, а сам цветок — со славой.
В Россию роза попала благодаря славянским племенам на Балканах. Во времена язычества с нею были связаны празднества — русалии, которые позднее по христианскому календарю приходились на Троицу. Но разводить в России розу в садах стали только при Петре I.
Практическое применение
Роза обладает многими магическими свойствами, и первое среди них, конечно же, — это очистительное свойство, причем настолько сильное, что розовая вода способна даже восстанавливать оскверненные святыни. Недаром воинственный турецкий султан Саладин, изгнавший крестоносцев из Палестины и в 1187 году овладевший Иерусалимом, приказал доставить туда целый караван сосудов с розовой водой, которая предназначалась для очищения мусульманской святыни — мечети Омара, помещением которой крестоносцы пользовались как христианской церковью. Такое же «омовение розой» мечети Айн-София приказал сделать и султан Магомет II, завоевавший в 1453 году Константинополь.
Роза может очистить дом от любых вредоносных энергий и негативных вибраций. Она изгоняет нечистую силу и создает положительную и настолько мощную ауру, что никакое вредоносное явление не способно проникнуть через ее защиту.
Для личной защиты от сглаза и порчи рекомендуется носить с собой корень либо лепестки роз (их должно быть не меньше трех и обязательно нечетное количество).
Посаженная во дворе роза будет очищать вокруг себя пространство, наполняя его не только вибрациями покоя и чистоты, но и благоуханием. Поэтому знахари и целители настоятельно советуют иметь у себя во дворе несколько кустов розы, дабы охранить двор и дом от посягательства злых ведьм и колдунов. Недаром в средние века считалось, что роза имеет устрашающее влияние на ведьм и оборотней. Последние при прикосновении к ней немедленно превращались опять в человека, а ведьмы изобличались.
Часто розу считали и средством защиты от различной нечисти — вурдалаков, упырей, а в некоторых случаях и мертвецов.
Роза может также послужить прекрасным средством для распознавания злых намерений. Для этого достаточно ненароком коснуться человека, подозреваемого в недобрых умыслах, и если подозрения окажутся небеспочвенными, то он тотчас почувствует легкое недомогание, а в худшем — тошноту. Добрый же человек, наоборот, ощутит прилив сил и волну вдохновения.
Роза притягивает из пространства энергии гармонии, радости и блаженства. И даже если рядом имеются негативные энергетические потоки, она их преобразовывает в положительные, то же самое касается и отрицательных человеческих черт, которые аура розы трансформирует в положительные.
Роза, в первую очередь, цветок женский, поэтому энергия его очень мягка, можно сказать, женственна, и воздействие цветка тоже очень «нежное, как прикосновения лепестка»
Роза снижает в атмосфере дома излишнее напряжение и приводит энергетические потоки к равновесию.
Рекомендуется использовать розу и для повышения жизненной активности. Ее хорошо иметь при себе там, где нужно проявить энтузиазм и напористость, но без агрессивности. Если гвоздика — это революционное движение, все сметающее на своем пути, то роза — это мягкая активность, созидательное стремление вперед. По этой причине ее советуют носить тем, кому часто приходится общаться с людьми, вступать в споры и дискуссии.
Аура розы поможет вносить конструктивные предложения, но при этом не накалять атмосферу, не создавать лишнее напряжение между людьми.
Некоторые маги советуют использовать лепестки розы для любовного приворота. Так, например, древнегерманские ворожеи для приворота предписывали девушке носить на сердце в течение трех дней, трех ночей и трех часов три розы — белую, розовую и темно-красную. Далее следовало трижды прочесть «Отче наш» и «Богородицу» и в течение трех дней, трех ночей и трех часов настаивать розы в вине. Этим вином следовало угостить предмет любви.
Многие целители и знахари считают розу прекрасным целебным средством для излечивания болезней, в особенности, связанных со стрессами. Для этого достаточно на ночь положить под подушку девять лепестков роз — три красных, три розовых и три белых. Затем в течение девяти дней, по утрам, нужно закапывать по одному лепестку: сначала красные, затем розовые и потом белые. После этого на десятый день, утверждают целители, болезнь обязательно пройдет или уж точно произойдут кардинальные улучшения.
Также целители советуют розовые лепестки накладывать на лицо, чтобы придать ему юношескую свежесть, а собранная на розах роса считалась лучшим средством против воспаления глаз.
Современные маги и целители очень рекомендуют людям, много работающим за компьютером снимать напряжение с глаз и избавляться от зрительной усталости при помощи лепестков розы, которые перед употреблением нужно слегка смочить водой.
Если с собой носить корешок розы, то можно обрести волшебную силу обаяния и стать весьма привлекательным, обрести красоту, свежесть и необыкновенное очарование. Недаром роза, посвящена Афродите — богине красоты.
Резюме
Роза используется для:
- гармонизации в доме и во дворе негативных вибраций;
- для распознавания злых умыслов;
- защиты от сглаза и порчи;
- изгнания нечистой силы;
- исцеления от болезней;
- любовного приворота;
- обретения обаяния и красоты;
- охраны дома от козней колдунов и ведьм;
- очистки дома от вредоносных энергий;
- очищения оскверненных святынь;
- повышения жизненной активности;
- повышения коммуникабельных способностей;
- притягивания из пространства энергии гармонии
- снятия в доме напряжения.